До времени построения храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Сиверкой не было своей приходской церкви. Немногочисленные местные жители деревень Старая и Новая Сиверская, а также приезжавшие сюда в дачный сезон на отдых петербуржцы, ради участия в богослужении, проделывали немалый путь, добираясь до ближайших храмов в селах Рождествено, Орлино и Суйда. И хотя идея построения своей церкви существовала еще со времени прохождения в 1857 году через эти места Варшавской железной дороги, воплотить задуманное не удавалось из-за недостатка денег и отсутствия подходящего земельного участка.
В 1887 году местный дачевладелец, статский советник и известный в округе врач Василий Тимофеевич Никитин пожертвовал для строительства Сиверского храма часть своих земельных владений и некоторую сумму денег. Его благое и деятельное намерение поддержали владелец имения «Сиверская» барон В.Б. Фредерикс, хозяева дач П.Н. Зиновьев, Д.Н. Бородин, П.А. Максимов, Н.А. Юдин, Е.Е Трофимова, начальник станции Сиверская А.А. Дрессен, священник Рождественской церкви о. Евгений Дубравицкий, поэт А.Н. Майков и другие частные благотворители. Когда деньги были собраны, в ответ на прошение попечителей последовало Высочайшее разрешение на строительство храма, а затем и соответствующее распоряжение С.-Петербургской Духовной консистории. В нем, в частности, указывалось: «1) Испрашиваемая к построению церковь имеет быть приписана к Рождественской церкви. 2) Богослужения в ней в будние дни, по случаю каких-либо семейных событий будет производить причт Рождественской церкви, изъявивший на то согласие, а в праздничные дни, для отправления богослужения строителей будут приглашаться духовные лица из столичных церквей или временно проживающие священники учебных заведений, пользующиеся каникулами». Следующим этапом на пути к созданию Сиверской приходской церкви явилось состоявшееся в 1888 году общее собрание местных жителей и дачников. На нем был избран церковный строительный комитет во главе с председателем В.Б. Фредериксом и ктитором В.Т. Никитиным. В состав этого комитета также вошли Д.И. Бородин, А.А. Дрессен, П.Н. Зиновьев, П.А. Максимов, Н.А. Юдин, В.П. Климов, А.С. Релников и о. Евгений Дубравицкий. Стараниями членов комитета было организовано строительство, и возводимый по проекту архитектора Михаила Семеновича Самсонова прекрасный деревянный, на гранитном фундаменте, храм воздвигнули в самое короткое время.
Освящение храма состоялось 25 июня 1869 г. главным священником армии и флота протоиереем Александром Желобовским. Состоявшийся обряд утвердил посвящение храма святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, а также памяти спасения императорской семьи во время крушения поезда 17 октября 1887 г. В этот день протоиерею Александру сослужили четырнадцать священников-клириков С.-Петербургской епархии. Мелодично и торжественно пел хор лейб-гвардии конного полка, священником которого (иереем Тубасовым) была произнесена поздравительная речь. Сам же предстоятель по окончании богослужения обратился ко всем присутствующим с проповедью.
Великой радости прихожан вторила даже стихия: на день освящения стояла чудесная погода. Не вместившиеся в храм люди могли созерцать красоту сего творения наиболее совершенной – выкристаллизованной в ярких лучах сияющего солнца.
По окончании церковного торжества духовенство и почетные гости отправились в имение доктора Никитина разделить трапезу. Здесь была раскинута огромная палатка, внутри которой стояли накрытые столы с праздничными яствами. Когда все собрались и помолясь, приступили к обеду, встал барон Фредерикс и произнес тост за здоровье Государя императора и всего царствующего дома. В ответ грянуло троекратное “ура”. Молодые музыканты исполнили на духовых инструментах народный гимн. Второй тост – за здоровье митрополита был сказан протоиереем А. Желобовским. И те же исполнители, утром певшие на клиросе, сыграли марши и увертюры. Надо отметить, что приглашение их на праздник для всех было большим сюрпризом. Его преподнес необычайно сочувственно отнесшийся к идее строительства храма лютеранин барон Фредерикс. Этот человек одни из первых сделал пожертвование на Сиверскую церковь, притом довольно значительное — тысячу рублей.
В 1890 г. поэт А.Н. Майков, и ранее не жалевший средств на просветительскую деятельность в Сиверской, совместно с доктором Никитиным и другими прихожанами решил организовать при церкви народную школу. Для этой цели В.Т. Никитин пожертвовал один из своих одноэтажных дачных особняков, который был расположен близ храма. А.Н. Майков и П.Н. Зиновьев оборудовали помещение классной мебелью и приобрели учебные пособия. Дачники и старосиверские крестьяне добровольно обязались каждый год собирать для нужд учебного заведении сумму в 60 рублей.
1 октября 1891 г состоялось открытие и торжественное освящение школы, его совершил настоятель церкви Семеновского полка протоиерей Георгий Фалютин. В 1892-93 гг. в ней обучалось 23 мальчика и 16 девочек. Ввиду такого количества учащихся школу решено была считать министерской. Однако необходимые для ее существования деньги реально могли браться только из карманов ее почетных попечителей и добровольно делающих взносы дачников и крестьян.
В школе велось обучение грамоте, арифметике, чтению, закону Божьему и пению. Народные и детские песни исполнялись под аккомпанемент фисгармонии. Два раза в неделю учителями проводились внеклассные чтения и демонстрации при помощи “волшебного фонаря” – познавательных для детей картинок. По воскресеньям и праздничным дням в школе проводились чтения для крестьян. Видимо, в том числе и по этой причине желание местных жителей отдать своих детей на обучение было очень велико. Так, некоторые из родителей, опоздав привести малышей в сроки приема, предлагали принести собственные столы и стулья, лишь бы не упустить возможности дать потомству начальное образование.
С радостью замечая постоянное увеличение количества желающих учиться, А. Майков поставил в 1891 г. вопрос о необходимости приобретения нового, более просторного и удобного для обучения детей, здания.
В это время в Петербурге печаталось 6-е издание сочинений замечательного поэта, и первую тысячу рублей, полученную от издателя, он пожертвовал на приобретение школьного здания. Его примеру последовали и другие жертвователи. Спусти некоторое время, по инициативе Майкова в Сиверской был устроен большой музыкально-литературный праздник, который дал солидный сбор. Вскоре за 4000 рублей у В.Т. Никитина купили новый двухэтажный дом со всеми надворными постройками, расположенный рядом с Петропавловским храмом. После перевода школы в новое здание, она достигла особого процветания и обратила на себя внимание столичного начальства. Министерство народного просвещения назначило этому учебному заведению ежемесячную субсидию в 226 рублей. Помимо того, из пожертвований составился школьный капитал в 7000 рублей. В этих условиях образовательный процесс начал развиваться еще более активно, включай в себя большое количество учеников. Так, к 1900 году их число возросло до 75 человек, а школьный капитал составил к 1910 г. 11000 рублей. В то время программой обучения уделялось большое внимание церковному пению. Навыки в его овладении применялись детьми во время богослужений. Их учителем был замечательный педагог Н.Н. Успенский.
Имя Аполлона Николаевича Майкова связывается в благодарной памяти потомков с еще одним добрым делом. В 1896 году этот подлинно христианской души человек начал сбор пожертвований на создание в Сиверской своей библиотеки, перечислив на это дело тысячу рублей. Осуществилось же новое благое начинание поэта уже после его кончины.
Петропавловская церковь долгое время не имела своего приходного священника, и службы совершались отдыхавшим на дачах петербургским духовенством. О наличии храмового клира известно лишь из отчета метрических сведений за 1909 год. Из документа явствует, что в это время в Петропавловской церкви священникам служил о. Леонид Дьяконов, а дьяконом – Иоанн Бенескриптов. Церковным старостой состоял сиверский житель С.Н. Никитин. Имеются сведения, что в престольные праздники в Сиверской церкви служил епископ Вениамин, будущий Петербургский митрополит, ныне прославленный как новомученик.
В новейшей истории прихода особого внимания заслуживает личность послевоенного настоятеля Петропавловской церкви, протоиерея Григория Потемкина. Он прослужил в этом святом храме недолго (с 1949 по 1952 год), однако оставил о себе память, произведя послевоенный ремонт церковного здания.
С 1952 по 1978 гг. в храме настоятельствовал протоиерей Валериан Дыргинт. Он известен тем, что собрал громадную библиотеку, не сохранившуюся, к сожалению, до нашего времени. О. Валериан прошел очень трудный жизненный путь, подвергался репрессиям, впоследствии, как настоятель, испытал все тяготы хрущевского гонения. Известно, что к нему не раз приезжал в гости почитаемый в Русской Православной Церкви старец иеросхимонах Сампсон (Сиверс).
С 1979 по 1983 гг. в Петропавловском храме служил протоиерей Иоанн Миронов (ныне настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Санкт-Петербурге).
С декабря 1984 г. и по настоящее время настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла является кандидат богословия, священник Сергий Ломакин. О. Сергий ведет большую церковно-просветительскую работу. Он регулярно проводит с прихожанами внебогослужебные беседы, несет слово Божие в школы и детские приюты.
В Сиверской церкви особо чтится икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (праздник в ее честь отмечается 25 июля). Да и сам святой храм, намоленный поколениями православных жителей поселка, является местным светочем духовного мира и небесной гармонии. Поэтому его освящающее человеческую душу воздействие сохраняется и в наше нелегкое время и, при поддержке благочестивых православных христиан, останется в веках.
Источник http://novodev.narod.ru