МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для предупреждения детского травматизма

События

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для предупреждения детского травматизма
Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины.
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу – в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всяких болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать всё возможно, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
 Ожоги;
 Падения с высоты;
 Утопления;
 Отравления;
 Поражения электрическим током;
 Дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать что причинам несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
 Отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп
 Неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятия спортом.
Возникновение несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
 В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастных случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
 В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают в следствии шалости, неосторожного поведения ребёнка.
 В возрасте от 10 до 14 лет и старше – вследствие борьбы за лидерство.
Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстинков.
 Бурная энергия и активность – факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая своя «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учётом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
– Создание безопасность среды пребывания ребёнка, обеспечение надзора,
– Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1) Организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2) Ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребёнка опасных средств и веществ;
3) Запрет на пребывание ребёнка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоёмах и т.п.);
4) Обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребёнка (Обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1) Информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2) Регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3) Обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
4) Обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и , прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
1) Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить своё собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2) Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3) Важно развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4) Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснят, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослым совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5) Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего
происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктирование ребенка.
6) Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при использовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7) Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастьях. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том ,что опасность всегда можно предотвратить.
8) Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приходящих к ним, а так же действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
– ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
– Запретите детям разводить костры и находится вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
-Защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (Светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
-Защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
– Избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов.
– Нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу;
– Находится на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара;
– Принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раза в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
– Избегать воздействия прямых лучей солнца на неприкрытое тело, а особенно голову. С этой целью на солнце, не совершать продолжительные экскурсии в жару, больше пить;
– Не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.
– Загорать лучше не лежа, а в движении, а так же принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
– Приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х литров в день.
-Протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.
-Научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
3.2 Падение с высоты
Падение с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьев, а также с нарушением правил поведение на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
-Запретить детям играть в опасных местах;
– Не оставлять детей без присмотра на высоте;
-Объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использование всех страховочных приспособлений;
– Обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

Оцените статью

Молодёжь села запустила конкурс среди молодых дизайнеров и ремесленников

30 марта в честь Дня ремесленника Российский союз сельской молодёжи (РССМ/Молодёжь села) запустил конкурс среди молодых дизайнеров и ремесленников, направленный на вовлечение молодёжи в творческую деятельность

Читать далее »

Усиление мер безопасности на сельхозпредприятиях

В Приозерском районе Ленинградской области государственная ветеринарная служба проводит комплекс профилактических мероприятий в связи с возникновением в ПЗ АО “Раздолье” заболевания крупного рогатого скота заразным

Читать далее »